Харьковский метрополитен – это не только вид транспорта, но и еще и уникальный архитектурный ансамбль. В полуторамиллионном городе он несет основную транспортную нагрузку – на его долю приходится большая половина всех пассажироперевозок. По длине линий он занимает 4-е место среди городов стран СНГ.
Харьковский метрополитен располагает 3 основными линиями, общей протяженностью около 40 км. На них работает 29 станций. Средний объём перевозок в будние дни составляет около 800 тыс. пассажиров (в отдельные дни этот показатель превышает 1 млн. пассажиров).
Метрополитен введен в эксплуатацию в августе 1975 года. Если говорить о нем с точки зрения архитектуры, то Харьковский метрополитен отличается от всех других своей неповторимостью. Во- первых: более 30-ти лет его главным архитектором был один человек. Но это человек исключительного таланта и огромной самоотдачи. Каждая станция Харьковского метро – это отдельная история и отдельное архитектурное произведение. Первая по очередности сданная в эксплуатацию Холодногорско-Заводская линия в своем художественном оформлении - это дань классическому дизайну 70-х годов: строгости и минимализму. Вторя линия - Салтовская - уже сочетание свободного волеизъявления художника – фантазии декора, праздничность, поиски. И третья – Алексеевская – уже сугубо современный дизайн – конца 20-го – начала 19-го века: абстракционизм и масштабность. Каждая станция метрополитена имеет свое «лицо». Ну, а такие станции как, например, Пушкинская или Спортивная являются еще и образцом вкуса, изящества и просто красоты в подземном царстве метро.
Неповторимым элементом Харьковского метро является его освещение. Такое количество и разнообразие люстр, светильников, бра и всевозможных осветительных приборов нет ни в одном другом метрополитене. С момента сдачи в эксплуатацию и по 2012 год Харьковский метрополитен перевез 7 млрд. пассажиров.